ФОРУМ    
   

Создание Музея учеников Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефёдова) (1876-1959) в Мордовском государственном университете – дань особого уважения и почитания всемирно известному скульптору. Размышления о творчестве нашего земляка Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) заставляют нас как бы заново открыть уникальность его гения. Мы вновь ощущаем его принадлежность к мировому искусству и нерасторжимую связь с национальной культурой мордовского народа. Долгой и тернистой была дорога Эрьзи к вершинам мастерства: учился в Москве, долго жил за границей – в Европе и Южной Америке, семидесятилетним вернулся на родину, чтобы передать своей стране лучшие работы. Выставки его работ убеждают: везде и всегда он оставался мастером, чья творческая индивидуальность сформировалась в нелегкие для России годы. Страстно работал скульптор всю свою жизнь, превращая камень и дерево в подлинные произведения искусства, которые и сегодня не перестают удивлять своей гармонией, красотой и высокой художественностью. Отличительной чертой его творчества является высокое служение классическому идеалу красоты во всем, что бы он ни делал. Его творчество многонационально. Везде, где бы он ни жил – в России, Европе, Северном Кавказе, Южной Америке – он пытался воспринять лучшие черты национального характера и искусства проживавших там народов. В работах Эрьзи чувствуется непоколебимость, целеустремленность, проницательность мастера и высокая, мистическая одаренность. Мы не перестаем любоваться женскими образами Эрьзи, воспринимая их как возвышенную легенду о женщине. В них живет музыка: надо только вслушаться в эту безмолвную поэму о любви, красоте, материнстве. Это был поистине уникально талантливый художник. Работы С.Д.Эрьзи завораживают, заставляют задуматься над тем или иным образом, рождают чувство прекрасного в умах и душах, объединяют сердца. И был еще один талант у этого человека – это талант педагога, который свидетельствует о том, что подлинный художник сумеет не только увлечь своим творчеством, но и щедро поделиться опытом с другими, зажигая в них искру творческого горения. Вернувшись из Италии в 1914 году, он снял себе мастерскую на Петровке, в подвале Петровского монастыря в Москве. Привлеченные известностью мастера, которую он получил, участвуя в выставках, проходивших в Венеции, Милане, Париже, Ницце, к нему потянулись молодые таланты России. Его учениками стали Елена Мроз, Ода Цинк, Георгий Мотовилов, Карлис Зале и племянник мастера Василий Нефедов. Среди них наиболее способными он считал молодого военного врача Мотовилова и Елену Мроз. Позднее появятся и другие ученики. Их работы хранятся в музее учеников С.Д.Эрьзи Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева, который основан в 1982 году. Именно тогда художница Елена Ипполитовна Мроз передала университету часть своих работ, которые и составили основу коллекции музея. Впоследствии фонды музея пополнились работами и других учеников Эрьзи. Особой гордостью музея являются три работы самого Степана Дмитриевича. Скульптурный портрет «Бартоломео Митре» выполнен автором в 1933 году в Аргентине. Создавая эту работу, автор обращается к истории страны: Митре был военным и политическим деятелем Аргентины. Портрет представляет собой гордый профиль старца с лицом, испещренным морщинами, с цепким взглядом глубоко посаженных глаз, с длинной копной развевающихся волос. В работе нет приемов, имитирующих свойства живой натуры. В самой обработке дерева сохранена память о его стихии, словно скульптуру создала сама природа. «Портрет неизвестного» - одна из немногих сохранившихся живописных произведений Эрьзи, время его создания – начало 1900-х гг. По мнению искусствоведа Н.Ю.Лысовой, «портрет выполнен в традициях русского реалистического искусства. Он композиционно прост: на сером нейтральном фоне представлено поясное фронтальное изображение старика с окладистой седой бородой. Морщинистый лоб, усталые старческие глаза, глубокий и значительный взгляд – все это передано художником с большой наблюдательностью». В 1985 году музей пополнился скульптурной портретной работой С.Д.Эрьзи. «Портрет Тони», созданный в 1918 году, представляет собой небольшую мраморную головку девочки. Скульптор бережно фиксирует черты детского лица – высокий лоб, полные щеки, пухлые губы, однако портретное изображение нельзя считать законченным. Произведения С.Д.Эрьзи всегда будут дороги нам и нашим потомкам за то, что он «облек в плоть душу и пропел песнь, достойную своего прекрасного народа» (С.Коненков). Его произведения всегда будут дороги нам и за то, что он выразил неиссякаемую духовность человека, жажду жизни, красоту и гармонию! И этому учились и учатся те, кому дан талант создавать прекрасное на этой прекрасной земле! С 1995 года музей учеников С.Д.Эрьзи закрыт для посетителей, но он остается центром эстетического воспитания студентов и учащейся молодежи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учись! Пойми, что знание есть власть;
Умей страдать вопросом и сомненьем,
Умей людей любить с благоговеньем,
И претворяй бунтующую страсть
В смысл красоты и веры благородной:
Живи умно, как человек свободный.
Н. П. Огарев