Биография
Творчество
Стихи
Музыка
Выставки
Проекты
Учись! Пойми, что знание есть власть;
Умей страдать вопросом и сомненьем,
Умей людей любить с благоговеньем,
И претворяй бунтующую страсть
В смысл красоты и веры благородной:
Живи умно, как человек свободный. Н.П. Огарёв
Огарёв — один из талантливейших поэтов России XIX столетия, внесший значительный вклад в русскую поэтическую культуру. Он не раз высказывал мысль о том, что именно в поэзии нашел истинное свое призвание. «Я избрал себе литературную деятельность. С тех пор жизнь моя получила смысл, занятие, направление»,— писал поэт незадолго до своей смерти. В продолжение своей художественно-творческой деятельности Огарёв написал сотни лирических стихотворений. Одни из них были произведениями глубоко интимными по своему звучанию и пафосу, другие отличала ярко выраженная гражданско-политическая направленность. Его перу принадлежали поэмы и очерки, автобиографические записки и прокламации, литературно-критические и публицистические статьи (различных жанров), наброски социально-философских и эстетических трактатов, повести и конспиративные документы. Художественный мир Н.П.Огарёва - не застывшее явление: он менял свою эмоционально-эстетическую окраску, расширялся его образный ряд. Мы уходим от вопросов эволюции и выделяем основные черты художественного мира Огарёва, оставшиеся неизменными. Мы имеем в виду, что художественный мир поэта формируется на основе личности, особенностей нравственно-психологического облика, судьбы, духа. Нельзя не учитывать и того, что талант живет и развивается в контексте эпохи: как под влиянием идеологических ее пристрастий, так и эстетических традиций. Огарёв по типу художественного дарования - лирик. Его поэмы, прозаические произведения, даже публицистика пронизаны лирической стихией. Очарование поэзии Огарёва - в ее взволнованности, исповедальности, постоянной эмоциональной напряженности, экспрессивности стиля. Образный строй художественного мира Огарёва держится на образах - абстракциях. Образный ряд Огарёва имеет ярко выраженный религиозно-философский контекст: Свобода, Истина, Мечта, Провидение, Грех, Искупление, Жертва. Одним из самых ярких сквозных образов его лирики является образ свободы. Когда я был отроком тихим и нежным,
Когда я был юношей страстно-мятежным,
И в возрасте зрелом, со старостью смежном -
Всю жизнь мне все снова и снова и снова
Звучало одно неизменное слово - Свобода...
Художественный мир Огарёва - неповторимый, особенный. Соприкасаясь с другими мирами - предшественников и современников, - он давал новые художественные открытия, оставаясь необходимым звеном в поэтическом сознании эпохи. Соприкасаясь с современным духовным опытом, он расширяет наше представление о человеке, его духовных возможностях, об эстетических ценностях поэтического слова. Известен Огарёв и как превосходный переводчик, познакомивший русских читателей с некоторыми произведениями западноевропейской литературы — с произведениями Шекспира и Гете, Байрона и Гейне, Уланда и Мицкевича. Переводил он и отдельные произведения русской поэзии на языки народов Западной Европы, делая их достоянием духовной жизни читателей Франции, Италии, Германии, Англии и других стран. Значительность вклада Огарёва в русскую литературу и общественную мысль была отмечена в свое время Чернышевским, утверждавшим, что поэтические произведения, как и сама жизнь поэта, принадлежат истории — «достоинство, которое достается на долю немногим избранникам». Реакционные правящие круги России, казалось, сделали все, чтобы предать забвению не только творческое наследие Огарёва, но даже само его имя. Однако намерения эти оказались тщетными. Передовые круги русского общества всегда жадно тянулись к наследию лучших представителей отечественной культуры, среди которых далеко не последнее место принадлежало Огарёву. Вот почему вскоре после смерти поэта и публициста имя его все чаще стало появляться в периодической печати.
 
Сайт создан Логиновым Николаем. Фотограф: Ляпин Андрей.
Информация предоставлена Еленой Владимировной Марфиной.